Консультация родителям
Когда нужно обращаться к логопеду?
Профилактика речевых нарушений,
своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления Вашего
ребенка как полноценной личности. После трёхлетнего возраста формирование интеллекта
ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или
задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления,
состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя
диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом
его дальнейшего успешного развития.
Родители – главный источник
общения ребенка, и они же являются первыми, кто видит и слышит становление речи
своего крохи. Поэтому именно родители должны стать первыми экспертами в
характеристике речи своего ребенка. Тогда при обнаружении каких-либо отклонений
от возрастных норм, они смогут своевременно привести ребенка к логопеду.
Развитие речи тесно связано с
общим развитием ребенка. И нарушения физиологического становления малыша
могут негативно повлиять на формирование полноценной речи. Поэтому самое
правильное – провести всестороннее исследование здоровья ребенка
(диспансеризацию).
Диспансеризация – комплексное обследование
ребенка различными специалистами, позволяющее в полной мере отслеживать все
особенности развития вашего ребенка и своевременно решать возникающие проблемы.
В ходе обследования речевого
развития логопед
обязательно обращает внимание и на общее звучание речи, умение ребенка
общаться. Этот аспект очень важен для характеристики общего и интеллектуального
развития ребенка. Часто такое впечатление от общения с ребенком становится
предпосылкой для более тщательного обследования уровня мышления, специфики
восприятия и внимания, особенностей памяти малыша.
Причиной более углубленного
обследования может стать полное нежелание ребенка участвовать в общении, как
словесно, так и эмоционально. И некоторые другие признаки, которые первично
могут увидеть у своего ребенка и сами родители.
Малыш «захлёбывается» речью,
торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в
набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь
высказать свою мысль.
Выдоха у ребенка не хватает на
фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление
всхлипывания.
Малыш не стремиться к общению. Общение с взрослыми и
сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в
«неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на
вопросы взрослого, старается ответить жестами.
Сильная назализация голоса –
ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк
и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).
Малыш говорит неэмоционально,
монотонно, невыразительно.
Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять
невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.
Не интересуется окружающим, не
задаёт вопросы. Ребенок
довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не
используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не
возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».
С началом школьного обучения
появились сложности с чтением и письмом:
- ребенок плохо усваивает или
совсем не может запомнить буквы;
- не различает звуки в словах
(например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);
- пропускает при письме части
слов, элементы букв;
- ребенок плохо усваивает принцип
чтения, читает с большим трудом;
- ребенку трудно объединить две
буквы в слог.
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ
Возраст ребенка
|
Звуки, появившиеся в
речи
|
1 год - 1,5 года | б, т, к, ч |
1,5 года -2 года | ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года - 2 года 6 месяцев | сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
2 года 7 мес. - 3 года 5 мес. | фь, вь, с, з, хь, л |
3,5 года - 3 года 8 мес. | ч, щ |
4 года - 4 года 6 мес. | ш, ж, |
4года 6 мес - 5 лет | рь, р |
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ
Возраст
|
Активная речь
|
Понимание речи
|
2года 6 месяцев
|
Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне;
Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.
Повторяет две цифры "один", "два" в
правильной последовательности, имеет представление о числе "один";
Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов.
Появляются суффиксы.
|
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с
опорой на картинку, а потом и без нее)
|
3 года
|
Словарный запас 500 слов и выше, общается
предложениями из 3 и более слов, использует множественное число
существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает
значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под
чашку, положи кубик в коробку.
Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои
впечатления, мысли
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
Называет цвета, форму предметов
|
Понимает
сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я
буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?".
Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет
двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем
обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
|
3-4 года
|
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает
употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и
«Почему?»
Использует выражения типа: «я думаю, что....»,
«я надеюсь, что....»
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
|
Понимает
сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной
ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет
просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
|
4-5 лет
|
Обладает словарным запасом около 3000 слов
Знает свой адрес,
Пользуется предложениями из 5-6 слов.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и
сложными.
Умеет пересказать.
Правильно произносит практически все звуки.
Определяет право-лево у себя, но не у других.
Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый -
мягкий)
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до 10.
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они
сделаны.
|
Выполняет
словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает
условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму
предложений типа: Картина была нарисована Машей.
|
6 лет
|
Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить
свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в
произношении
|
Может
пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
|
Посещение логопеда – залог
дальнейшей успешности.
Если у Вас возникли хоть какие-то
сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите к логопеду. Чистое звукопроизношение,
сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные
требования для поступления в школу.
Если речь Вашего ребенка
развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и
развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного
освоения языка и развития речи Вашего малыша.
А если речь Вашего ребенка не
соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст
необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые
занятия по исправлению всех недостатков речи.
Правильная и красивая речь даст
Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к
новым вершинам и свершениям!
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
Предложение — это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук — то, что мы слышим и произносим.
Буква — то, что
пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Комментарии
Отправить комментарий